Особенности, история строя

Особенности, история строя.

В этой статье я расскажу вам об истории гитарного строя Open G, об отличиях его от классического «испанского строя». Начнем с названия.

Почему же строй называется «Open G»?

Ответ очень прост! Для понимания заглянем в теорию музыки. Все вы знаете, что привычные нам названия нот (До, Ре, Ми и т.д.) записываются сокращенно в табулатурах Английскими буквами.

Пример:

Ноты:           До      Ре      Ми      Фа      Соль  Ля      Си

Запись:                  С        D       E        F        G       A        H

В этой записи нота «Соль» соответствует букве «G». А если мы проведем по струнам рукой сверху вниз без использования левой руки (на открытых струнах), то услышим звуки (ноты) аккорда Соль мажор. Вот именно поэтому этот строй и носит название Open G т.к. на открытых струнах звучит аккорд «Соль мажор».

История.

В поисках истории строя, я прочитал не один десяток статей, но особо подробной истории не нашел. Так, какие-то зарисовки.  Все начинается с того, что это альтернативный строй и заканчивается его настройкой. Однако, кое-что все же есть.Что бы понять происхождение строя – пришлось капнуть глубже и выяснить происхождение самого музыкального инструмента – гитары.

Самая древняя информация о струнных инструментах с резонирующим корпусом и выпирающей доской (грифом), встречаются во II тысячелетии до нашей эры. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус был цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III—IV веках н. э. в Китае появляются инструменты «жуань» (или юань) и «юэцинь», у которых корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV—XVI веках появился инструмент «виуэла», также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшему Мауро Джулиани. В России в конце XVIII — начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара». Согласно одной из легенд, он и изобрёл этот инструмент. До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые исполнители авторской песни («барды»), а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов. На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, хотя некоторые композиторы написали для неё ряд концертных сочинений (например, «Русский концерт» Игоря Рехина)

 

Отличия от «испанского» строя.

Приведем эти отличия в таблице:

Струна

Испанка

Open G

1

E (ми первой октавы)

D (ре первой октавы)

2

B (си малой октавы)

H (си малой октавы)

3

G (соль малой октавы)

G (соль малой октавы)

4

D (ре малой октавы)

D (ре малой октавы)

5

A (ля большой октавы)

G (соль большой октавы)

6

E (ми большой октавы)

D (ре большой октавы)

 

Как видно из таблицы – разница в 1, 5 и 6 струнах. Эти струны на 1 тон ( 2 лада) отпущены в строе Open G.

Оставить комментарий